В Алагирском ущелье, на левом берегу реки Ардон, в южной части селения Нузал, находится один из трех средневековых храмов Северного Кавказа, сохранивших фресковую живопись, при этом практически единственный - не подвергавшийся "поновлению" т.е. обновлению живописного слоя.
Официально - часовню, но, по сути, очень миниатюрную Нузальскую церковь, размером всего 1,8 на 4,2 метра, датируют XIII−XIV веками. Церковь, сложенная из неотесанных каменных плит на известковом растворе, ничем не напоминающая канонический храм, принадлежит к произведениям самобытного горского зодчества и очень похожа на обычный осетинский двускатный склеп – «заппадз».
Упоминания о ней встречаются в разные века по всему миру. Так, в 1830 годах, востоковед Мари Броссе перевел надпись со стен часовни:
- «Нас было девять братьев из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляды гнева. Трое наших братьев — Исак, Романоз и Василий — были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели и четыре стороны. У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды. Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в моду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».
Исследователи смогли найти и автограф живописца - им оказался Вола из селения Тли.
Но сразу после ВОВ, 2 июня 1946 года, произошло знаменательное событие: во время раскопок под руководством археолога Евгении Георгиевны Пчелиной, в земляном полу часовни обнаружилось захоронение воина. Естественно, что раскопки сразу же получили широкую огласку, приехали должностные лица от предсовмина республики до архитекторов службы охраны памятников и научных работников, ход раскопок освящался в газете «Социалистическая Осетия».
Воин был захоронен в каменном ящике, покрытый шиферными плитами и дубовыми досками, и вместе с ним - погребальное снаряжение: три железных ножа, кресало, кремень для высечения огня. Чуть позже, в 1969 г, Таймураз Борисович Мамукаев, проведя антропологическую реконструкцию черепа, писал, что захороненному мужчине было около 40–45 лет и он погиб в результате сильных ударов в область головы, повлекших переломы костей черепа.
Е.Г. Пчелина предположила, что изначально это был склеп Давида Сослан, осетинского полководца XII века, второго мужа и соправителя легендарной грузинской царицы Тамары, а уже позже его переделали в храм - версия пришлась всем по душе, тем более косвенно подтверждалась различными фольклорными сведениями.
Однако существуют и другие версии, например, что захороненный — осетинский царевич Ос-Багатар, сплотивший осетинский народ после татаро-монгольского нашествия и погибший в 1306 году.
И пока научные диспуты по происхождении нузальской часовни и захоронения под ней продолжаются, мы можем просто полюбоваться на эту интереснейшую "весточку" из прошлого.
-
ДостопримечательностиТоп лучших мест Северной Осетии
-
РазмещениеГостиницы, гостевые дома, кемпинги и глемпинги
-
ПитаниеГде попробовать местную кухню и отдохнуть
-
Гиды и экскурсоводыЛучшие частные гиды и экскурсионные компании
-
ТрансферТрансфер до гостиницы или аэропорта
-
ПрокатСнаряжение, авто, помещения
-
Relax-отдыхБани, массажи, термальные источники
-
Культурный досугТеатры, мастер-классы, музеи