- Главная
- Достопримечательности
- Мавзолей Борга-Каш
Мавзолей Борга-Каш
Белокаменный мавзолей Борга-Каш, стоящий на холме на высоте 652 метра над уровнем моря, ярким мазком выделяется на изумрудном фоне живописных лугов.
Вокруг этого древнего захоронения сплелись узоры удивительных легенд, а сам мавзолей включен в список главных достопримечательностей Ингушетии. Название «Борга-Каш» с ингушского переводится как «могила Боргана», и это один из древнейших сохранившихся мусульманских памятников на Северном Кавказе и самый древний – в Ингушетии. А ещё – это единственный след золотоордынской архитектуры на территории России, сохранивший свой первозданный облик.
Борга-Каш расположен на левом берегу реки Сунжа недалеко от аула Плиев, на отроге Сунженского хребта. Размеры сооружения 5,5 метров в длину, 4 метра в ширину и 3,2 метра в высоту. Мавзолей построен в традиционном восточном стиле – он имеет прямоугольное основание, арки и массивный полусферический купол.
Материал для усыпальницы, скорее всего, был привезён к месту строительства из Грузии – в Ингушетии такой породы нет.
На входе стрельчатая арка, над которой три плиты со староарабскими надписями, частично раскрывающими историю постройки. В частности, здесь сообщается дата возведения строения – 808 год по исламскому лунному календарю – хиджре. Это соответствует периоду с1405 по 1406 годы. Согласно последним расшифровкам надписи в табличке, в мавзолее покоится Бек-Султан, тут же указано имя строителя мавзолея – Гирей. Но к расшифровке надписей стоит ещё вернуться ниже, ведь в разное время их толковали по-разному.
Романтические и страшные истории мавзолея
В данный момент общепринятым считается мнение, что в мавзолее лежит один из высокопоставленных воинов племени борганов вместе с семьёй. Пока что эта версия считается наиболее правдоподобной.
Но проблема в том, что учёные до сих пор не выяснили, кто такой «борган» (или «Борга»). То ли это имя, то ли это отсылка к национальности. Было такое крупное тюркское племя – борганы, оно входило в состав Золотой Орды, и в этом районе кочевники предположительно останавливались.
Может здесь лежать и знатный человек по имени Борга или Борган – и такого предка якобы нашла в своём роду ныне живущая ингушская семья по фамилии Гордановы. Они считают мавзолей своей семейной усыпальницей и взяли на себя заботу об этом памятнике. Имеют ли они реальное отношение к древним покойным из мавзолея, собираются выяснить учёные с помощью анализа ДНК.
Ну а пока неизвестного боргана окутывает паутина тайн, в которых переплетаются любовь и смерть.
История первая. Любовная
Когда-то в этих местах жил юноша-пастух по имени Борган Бексултанов. У Боргана была любимая по имени Сув, прекрасная девушка. Бывало, Борган пас скот на одном холме, а Сув стояла на другом, и влюбленные махали друг другу руками. Не успели Борган и Сув пожениться – юношу убили разбойники. Безутешная Сув построила для жениха мавзолей, назвала его «могила Борга» и у входа в усыпальницу покончила с собой, пронзив себя кинжалом.
История вторая. Страшная
А эта история реальная: в 1760-х Петербургская Академия прислала на Кавказ научную экспедицию, возглавляемую доктором Иоганном Гюльденштедтом. Путь учёных был опасен и полон приключений: и в плен они попадали, и грабежам разбойников подвергались, и в ущелья падали.
На холме у реки Сунжи учёные наткнулись на странную постройку. Над входом были высечены таинственные письмена. Пришёл по просьбе учёного мулла, попытался расшифровать послание. Вышло нечто устрашающее: «Пристанище Малахирии Санаби Имарет. Сегодня ты, а завтра – мы».
Молодые учёные вошли внутрь. Посреди комнаты зияла широкая дыра. Видно было, что вход в дыру был когда-то прикрыт валуном. Проводники из местных заговорили, что это вход в ад, поэтому внутрь полезли только учёные. В нижней камере оказался склеп. Он был полон телами умерших – и мужчин, и женщин. Тела были укутаны в богатые саваны, на них лежали украшения. Но кое-что вселило в учёного ужас: не все тела были целыми, у многих конечности были вырваны из суставов. Гюльденштедту так и не удалось узнать у местных жителей, что за люди захоронены в склепе, и он вернулся в Петербург.
Вскоре учёный умер от тифа, так и не успев издать свои заметки. Видел ли он в реальности изувеченные трупы, сколько их было – 4 или 20, какие предположения он сам имел – не известно. Но ни при жизни, ни посмертно Гюльденштедт не был замечен во лжи или подтасовке фактов. Он сделал значимый вклад в науку, составил десятки точных карт и словарей, выпустил детальную классификацию дагестанских языков, которая почти не уступает современной. А значит хотя бы часть этой истории правдива.
История с мощами
Скорее всего, к моменту посещения Гюльденштедтом мавзолей был уже не единожды вскрыт, а тела потревожены. Но экспедиция невольно дала зелёный свет нечистым на руку людям, и теперь они стали наведываться в склеп массово и регулярно. Вытащили украшения, добрались и до покойников. Произошла вопиющая история: фрагменты тел выдали за мощи православных святых, истинное происхождение «реликвий» раскрыли каким-то чудом. Ещё и поджог устроили в нижней камере – вероятно, чтобы скрыть следы осквернения и грабежа. Кстати, этим пожаром была уничтожена орнаментальная роспись, покрывавшая стены камеры изнутри, и восстановить её не удалось.
Мавзолей и снаружи изначально был не белого цвета, а сизо-голубого, с цветочным узором. Именно таким его увидел исследователь Гюльденштедт. Экспедиция 18 века отыскала мавзолей почти случайно, так как он почти сливался с небом, а растительный орнамент неплохо камуфлировал его среди сочной травы. Белой усыпальница стала уже в 20 веке – её просто побелили поверх ценного культурного слоя. Дилетанты-историки пришли в ужас: как же можно было уничтожить оригинальную роспись!? Зато настоящие учёные спокойны: под штукатуркой узор сохранится гораздо лучше, его время ещё наступит.
После серии осквернений оставшиеся тела обернули тканями из священной Мекки, строение побелили – и сегодня мавзолей выглядит аккуратно и ухоженно.
Много интересного обнаружили учёные нового времени. Например, они поняли, для чего в куполе два отверстия на восток и на запад. Это сделано для того, чтобы внутрь попадали первые и последние лучи солнца.
В 2010 году в куполе обнаружили заштукатуренную китайскую чашу. При желании можно увидеть её выступающий фрагмент с драконом. Почему и откуда в куполе взялся дракон – над этим историкам ещё предстоит подумать.
Только в XX веке ученые окончательно расшифровали надписи над входом: «Бек-Султан, сын Худайнада. Да будет эта постройка свободна от дурного». И хочется верить, что и впредь будет так.